Камины в России. Из истории.
История камина в России насчитывает лишь несколько веков, первоначально они появляются в домах богатых бояр, а затем, в эпоху Петра I, камины все чаще устанавливают в интерьерах дворцов.
Из-за сурового климата русские относились к каминам скорее как к забаве богатых. Камин в России всегда был определением уровня и социальной значимости хозяина. Наличие камина являлось одной из отличительных привилегий, дарованных Петром русскому дворянству. Затем вышел указ, разрешающий строить камины жителям Немецкой слободы в Москве. В 1760-е годы в Россию на смену петровскому барокко пришел классицизм. Простота и ясность, гармония и единство, спокойствие и величественность, строгая мужественность и героика определили особенности этого стиля. От дворца до купеческого дома с мансардой все это было простым и рациональным по планировке, но одновременно включало в себя торжественные и аллегорические элементы декора. Классицизм аскетичен и точен в деталях. И одновременно пронзительно романтичен. Элементы ордерной системы, лепнина, статуи на пьедесталах ассоциативный ряд, создающий устойчивый образ богатства и стабильности, будоражил воображение многих поколений художников и архитекторов. Названия залов и сооружений знаменитых дворцов и усадеб указывают на источники, из которых новый стиль заимствовал формы и мотивы: греческие, итальянские, египетские залы, вестибюли и павильоны имелись не только в Павловске или Останкино. Европейский вкус в поисках идеала и стремлении приобщиться к истокам последовательно осваивал древность, двигаясь от Рима все дальше на Восток и одновременно в глубь веков. В подражание древним храмам архитекторы все чаще обращались к природному камню, главным образом, мрамору. Им облицовывали стены, из него делали колонны, фризы, порталы. Это увлечение камнем выразилось, в частности, в создании знаменитого мраморного дворца в Петербурге и Агатовых комнат в Царском селе. Развитие геологии в ХVIII веке позволило обнаружить в России богатейшие месторождения полудрагоценных и поделочных камней в горах Урала, способствовало распространению в это время своеобразной культуры камня. Декоративное единство оформления залов осуществлялось за счет одних и тех же повторяющихся орнаментальных мотивов. Не только порталы каминов, но и верхние части ножек пристенных консолей делали в виде античных герм или колонн классического ордера. И сегодня, посещая прекрасные дворцы в Петергофе, Кусково, Останкино, Лефортово, мы можем любоваться прекрасными каминами, которые легко уживались с традиционными изразцовыми печами, соседствуя рядом в интерьере, украшая его живым огнем. В настоящее время функциональная роль камина не велика, однако он не уходит с архитектурной арены, потому что вечен как символ. Камин не только согревает кров, но и подчеркивает незыблемость семейного очага.
|